воскресенье, 22 января 2012 г.

Рост и развитие подростков

Мои дорогие дети когда готовятся к другим урокам, например к уроку ОБЖ, всегда используют что-то из биологии))) Сама горжусь учениками 9 класса, Валерой и Сережей! Это их урок по ОБЖ. А мне было очень приятно увидеть что знания по физиологии пригодились)))

Давайте рассмотрим само понятие подросткового возраста. Подростковый возраст – это время кардинальных физиологических изменений и развития социального статуса. В западных культурах это переходный период между детством и взрослой жизнью, обычно охватывающий период с 12 до 20 лет.

………………………..……..Новый слайд…………………………..
В этот период в организме подростка меняются:•Голос. Это вызвано ростом гортани, отмечается у обоих полов, но наиболее заметно это происходит у мальчиков. Они часто испытывают неловкость, когда их голос ломается и перескакивает с низких тонов на высокие и наоборот.
•Проявляются внешние признаки созревания мужчины и женщины. Результаты этих изменений называются вторичными половыми признаками. У девочек эти изменения являются самыми ранними признаками созревания.

•Резкое ускорение роста. Оно наступает после проявления внешних признаков созревания мужчины и женщины. Оно стимулировано повышением уровня половых гормонов и гормона роста. В дальнейшем рост останавливается, опять-таки под влиянием половых гормонов, по сигналу которых закрываются зоны роста в костях. Скачок роста у девушек отмечается на два года раньше, чем у мальчиков, отчего девушки бывают выше своих сверстников в раннем подростковом возрасте.


Описанные нами изменения происходят достаточно быстро и интенсивно. Тело, к которому за долгие годы привык человек, подвергается загадочным переменам, которые зачастую смущают и расстраивают. Происходят и социальные изменения. Нередки перемены в дружбе мальчика и девочки. Также подростковый период характеризуется не только физическими изменениями, но и важными переменами в поведении.

………………………..……..Новый слайд…………………………..


Давайте поговорим о конкретных системах органов, которые меняются у подростка:
1.Нервная система. Состояние нервной системы у подростков иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется в усиленной работе тех ее отделов, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним условиям. У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением: реакция на словесную, устную информацию бывает замедленной или неадекватной, что необходимо учитывать при построении учебных программ и контроле над их соответствием возрастным особенностям. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого – повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации.


………………………..……..Новый слайд…………………………..
2.
Эндокринная система. Биологические особенности подросткового возраста в значительной мере зависят от функции эндокринных желез. Основной особенностью эндокринной перестройки в подростковом периоде является активация системы гипоталамус–гипофиз. Это ведет к изменению гормонального статуса. Основными гормонами гипофиза, обеспечивающими рост и развитие организма в подростковом периоде, являются гормоны передней доли гипофиза. Гормон роста отвечает за развитие и рост тканей тела. Он стимулирует жироотложение, активизирует биосинтез белка, усиливает обменные процессы. Выработка гормона роста достигает пика к двенадцати-четырнадцати годам. Именно с этим связан максимальный ростовой скачок у подростков. С другим гормоном гипофиза связаны важнейшие физиологические функции интенсивно растущего организма. Вырабатываемые под его воздействием вещества влияют на рост костной и мышечной ткани, на приспособительные реакции организма к стрессовым воздействиям. В подростковом возрасте это в определенной мере обеспечивает биологические основы усвоения знаний, трудовых и жизненных навыков, выработки и закрепления других социально значимых условных рефлексов.


Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной железы. Нет ни одного органа, работа которого не зависела бы от них. Они участвуют во всех видах обмена веществ, в развитии мозга, определяют уровень интеллекта, физического развития, созревания репродуктивной системы, адаптационных возможностей. Функция щитовидной железы, в свою очередь, “управляется” гипофизарным гормоном, который регулирует обмен йода, углеводный обмен, стимулирует синтез белка...

………………………..……..Новый слайд…………………………..
3.
Иммунная система


Другой важнейшей системой, определяющей адаптационные, приспособительные реакции и обеспечивающей устойчивость организма к внешним воздействиям, является иммунная система. Формирование и становление иммунной системы – это процесс, который зависит от наследственной предрасположенности и влияния факторов внешней среды. Согласно современным представлениям, существует пять критических периодов развития иммунной системы, пятый из них совпадает с подростковым возрастом. Он отмечается у девочек в двенадцать–тринадцать лет, у мальчиков — в четырнадцать–пятнадцать. Гормональная перестройка, а также факторы внешней среды могут приводить к снижению адаптационных возможностей иммунной системы у подростков, что является причиной возникновения многих хронических заболеваний. Это необходимо учитывать при организации медицинского наблюдения, при определении объема и спектра оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях.

………………………..……..Новый слайд…………………………..
4.
Сердечнососудистая система


Деятельность сердца и сосудов в подростковом периоде также имеет свои особенности, в значительной мере связанные с изменением гормонального статуса и нервной системы. В период полового созревания происходит интенсивный рост сердца в длину, ширину, увеличивается объем его полостей. Меняются уровни артериального и венозного давления, ритм сердечных сокращений. Во всех возрастных группах у девушек отмечается более частый сердечный ритм, чем у юношей. Подростки часто испытывают неприятные ощущения в области сердца (боли, чувство давления, сердцебиение), они страдают повышенной утомляемостью, склонностью к обморочным состояниям. Один из важнейших показателей состояния сердечнососудистой системы– артериальное давление. Уровень артериального давления, как известно, находится в определенной зависимости от возраста, пола, показателей физического развития, наследственных особенностей организма, национальности, климатогеографических факторов, социально-гигиенических условий и образа жизни. Начало полового созревания сопровождается повышением уровня артериального давления. Такая физиологическая реакция направлена на поддержание кровоснабжения организма на оптимальном уровне при быстром увеличении длины и массы тела. У юношей с возрастом отмечается равномерное увеличение значений артериального давления. У девушек наибольший уровень артериального давления выявляется в тринадцать–четырнадцать лет. Повышение уровня артериального давления в период полового созревания нельзя однозначно рассматривать как плохой прогноз на будущее. В то же время подростки с повышенным артериальным давлением, в сочетании с наследственной отягощенностью, ожирением и другими признаками, имеют высокий риск заполучить в дальнейшем гипертоническую болезнь.

………………………..……..Новый слайд…………………………..
5.
Органы дыхания, органы пищеварения


Ряд особенностей характерен и для системы органов дыхания. Происходит интенсивное развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост легких. Дыхание становится глубже, реже. Устанавливаются половые различия в его типе (у юношей – брюшной, у девушек – грудной).

Интенсивная перестройка органов дыхания должна обеспечить бурно растущий организм кислородом, недостаток которого при интенсивной физической нагрузке особо чувствителен. Как правило, девушки хуже адаптируются к недостатку кислорода, чем юноши. У подростков, когда они находятся в душных помещениях или испытывают большие физические нагрузки, могут случиться обмороки. Это необходимо учитывать как при проведении обычных уроков в классе, так и при занятиях физкультурой.

Органы пищеварения

В подростковом возрасте завершается развитие пищеварительной системы. К десяти–одиннадцати годам – желудок, к одиннадцати–тринадцати – слюнные железы и пищевод становятся такими же, как у взрослого человека. Подросткам свойственны усиленное выделение желудочного сока и повышенная эвакуаторная активность желудка. Эти особенности создают предпосылки для формирования различных нарушений функции желудка.

Секреторная функция поджелудочной железы у подростков также усиливается. К концу подросткового периода завершается созревание желчевыделительной системы, в то время как ее моторная функция нестабильна: она может повышаться или снижаться.

Особенностью функции желез пищеварительной системы у подростков является высокая ее ранимость при длительном эмоциональном и физическом напряжении, нарушении режима питания, труда и отдыха, что приводит к увеличению частоты гастроэнтерологических заболеваний, склонных к прогрессированию, особенно при несвоевременной диагностике и лечении. Это необходимо иметь в виду при организации учебно-воспитательного процесса в средних и старших классах школы, в беседах с родителями по вопросам режима труда и отдыха детей.



Комментариев нет:

Отправить комментарий